М. САФИКАНОВ: ПОПАДЬИНСКОЕ СЕЛИЩЕ
СТАРШЕ ЯРОСЛАВЛЯ?
О Попадьинском селище написано немало. Разные источники сообщают, что в километре от современного поселка Михайловское располагалось в 6-7-м веках это мерянское селище. Получается, что оно старше основания города Ярославля на 3-4 века.
Дальше берег довольно-таки крутой и луговина, на которой и расположилось большая постройка в 120 квадратных метров. Археологи раскопали вокруг 12 построек.
В этом пространстве длиной примерно километра полтора и обитали предки – меряне. До устья реки примерно километр. Почему селились в скрытном месте? Полагаю, чтобы плывущие по Волге, лихие люди не смогли сразу приметить то самое селище. В укромном месте безопаснее будет.
Чем кормились? Раз на реке – значит охотой и рыбной ловля, к тому же кругом был лес – было что собирать. Было и из чего строить жилища. Инструмент в те времена был из металла. А значит, сохранился. Раскопки показали, что Пападьинское селище – одно из самых древних в Ярославской области. На первый взгляд оно старше Ярославля. Но заметим - Ярославля города. А что было здесь до прихода Ярослава Мудрого? Безусловно, также селище как в Пападьино и гораздо больше, так как место соединения река Которосль гораздо солиднее Пекши – ширина несколько десятков метров, а длина десятки километров. В Ярославль строился много раз и те селища середины 1000 тысячелетия стерлись, смешались с другими эпохами.
В Ярославском городском музее, как говорят, есть макет Попадьинского селища. В ближайшее время посмотрим, что так такое.
СТЕНДЫ МУЗЕЯ МИХАЙЛОВСКОЙ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ РАССКАЗЫВАЮТ
На втором этаже Михайловской средне школы расположился музей, созданный руками учителей и учащихся. Небольшая комната. Стенды и экспонаты рассказывают о древней земле. Особое место занимают сведения о Попадьинском селище. Вот что мы читаем на одном из стендов.
Во второй половине I тыс. до н. э. - первой половине I тыс. н. э. (время
железного века) территорию Верхней Волги занимали уже финно-угорские племена. По имени городища, найденного археологами у села Дьяково под Москвой, они получили название дьяковских. Наиболее древние дьяковские городища относятся к VI - IV вв. до н. э., а наиболее поздние - к VI в. н. э. Дьяковские городища представляли собой небольшие, искусно укрепленные валами и рвами поселения. Иногда валы обмазывались глиной, которую обжигали с помощью костров. По валу или даже вокруг всего поселка сооружался деревянный тын. С первых веков н. э. наряду с укрепленными городищами стали появляться открытые селища. Дьяковцы разводили крупный рогатый скот, а также лошадей, овец и свиней. Прежде всего они были скотоводами, земледелие у них имело подсобный характер.
Городище было обнесено бревенчатой оградой, внутри которой находилось общественное здание, шесть бревенчатых жилищ и хозяйственные постройки, в том числе кузница.
Такой дьяковский поселок - Попадьинское селище - существовал в VI - VII вв. н. э. недалеко от Ярославля, на правом берегу Волги, в устье речки Пекши. За стенами крепости стояли рубленые низенькие домики под двускатными крышами, с земляными полами и очагами из камней. В центре городища находился домик, побольше остальных. У его большого очага собирались все жители городища. Рядом с этим домом была постройка без очага. Судя по уцелевшим в ней жерновам, здесь хранилось зерно общины. Дальше стояла кузница, что нетрудно было определить по огромному очагу, по кускам железа и обломкам разных изделий из него. Напротив общественного домика была легкая хижина. Вокруг её очага найдено много глиняных прясел для веретён, железных шильев и каменных утюжков. Здесь собирались женщины и вместе пряли, ткали, шили. Под обгорелым бревном одного домика нашли остатки уздечки. Много разных изделий обнаружили учёные при раскопках на месте сгоревшего городища: черепки глиняной посуды, железные ножи и топоры, серпы и мечи, стамески и долота. Найдены кости рыбы, домашних и диких животных. От людей, населявших наш край в более близкие к нам времена, остались деревянные и каменные постройки, ремесленные изделия из металлов, дерева, кожи и льна, денежные монеты… Ученые считают, что дьяковские племена являлись непосредственными предками других финно-угорских племен - меря и весь. Первые сведения о мерянских племенах откосятся к VI в. н. э. В это время их упоминает в своем сочинении готский историк Иордан, отмечая, что еще в середине IV в. готы подчинили себе мерю. Хотя это утверждение и вызывает сильное сомнение, но оно все же говорит о каких-то связях готов с мерянскими племенами, возможно, о военных столкновениях. Мерю знает и русская летопись "Повесть временных лет". В середине I тыс. н. э. родовой строй у мерянских племен распался. На смену ему пришла сельская община, состоявшая из больших и малых семей. Одновременно происходило отделение ремесла от сельского хозяйства. В племенных центрах получила развитие обработка металлов, которая была рассчитана на обслуживание более или менее значительной округи. Мерянские племена подошли к классовому обществу.В VIII - IX вв. у мерян появились поселения городского типа (некоторые ученые называют их «протогородами»). Из них мы знаем Михайловское городище. Все эти поселения в той или иной мере уже являлись центрами ремесла и торговли.
Михайловское городище, располагавшееся примерно в 10 км к северу от современного Ярославля на левом берегу Волги, возникло в IX в. и достигло своего расцвета в середине X в. Оно имело торговый характер и в то же время являлось военно–сторожевым пунктом на Волжском пути недалеко от поворота в Ростовскую землю.
( продолжение следует)