Карачихская сторона
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПОСЕЛКА КАРАЧИХАПодробности этого праздника на странице Ивняковского поселения здесь.
А
притом, что именно после этого переучета впервые и появилась государственная
запись – есть, мол, такая деревня под Ярославлем, и называется Карачиха. И дворов там восемь. Вот этот самый 1776 год и стал
годом рождения деревни. Хотя, конечно, могла она появится гораздо раньше. Места тут хорошие, у реки и на
большой дороге. Что бы тут дом не поставить!?
По тем временам деревни приписывались к
храмам , а по сему Карачиха относилась в Троицкому приходу. Туда же за компанию
были приписаны село Пахма, деревни Чебоксарская и Зверинцы. Населения там
было более полутысячи человек, из коих
четверг тысяч мужского полу. Дров была сотня, что и по нынешним временам
немало. Выходит в семье по пять с лишним
душ. А ныне в основном три. Учиться надо у предков народосбережению и
народоувеличению.
Теперь о названии деревни. Говорят, будто называлась она Карачевская. Может,
оно так, но чаще это старинное название Карачиха местная знать «окультурила» и
стали меж собой и в документах называть
Карачево. Мне доводилось встречать такие удивления: на въезде в деревню около
Пестроцово читаю Кобыляиха, а смотрю на карте написано Кобыляево. Ну, это к слову. Просто тяга покультурнее называть
населенные пункты и тогда была.
Понятно,
что во времена империи были помещики. По какой-то причине деревня Карачиха была
под водительством двух женщин Анны Одинцовой и Натальи Кубастовой.
А вот остальные деревни и само село
Пахма подчинялись казенному ведомству, значит, были государственными.
А дальше почитаем, что написано в
исторических, архивных документах:
В них сообщается, что площади
церковного надела, которая год от года становилась все больше, а также о том,
что прихожане со своих доходов содержали священника, выплачивая ему ежегодно
зарплату 225 рублей. Каменный храм был построен в 1754 году на деньги
прихожан, а в 1883 году к нему была пристроена каменная ограда. В церкви было
два престола. Главный — во имя Животворящей Троицы и второй, поменьше, —
зимний, — во имя ярославских князей Федора, Давида и Константина, —
ярославских чудотворцев. Особо чтимыми были в храме иконы Спасителя и Николая
чудотворца. В конце XIX века
Троицкий приход славился своим прекрасным хором, которым управлял псаломщик
Геннадий Карачинский, бесплатно обучавший всех желающих церковному пению. За
свои заслуги он был награжден медалью в честь 300-летия царствования дома
Романовых.
Также Карачиха была известна тем, что в
ней в 1875 году было образовано земское карачихское начальное народное
училище, где в начале XIX века обучалось 38 мальчиков и 19 девочек. К 1915 году в
Троицкий приход входили: село Пахма, деревни Новая и Старая Карачиха, деревни
Кармановская, Чебоксоровская, Потовская, Скоринская, Ивановский перевоз,
Чурилково и Пеньки. В приходе был уже 221 двор, всего 520 мужчин и 596 женщин.
Вроде давние времена, а память в народе жива. Прошлым летом в 2009 году исторические дебри проник Петр Алексадрович Муханов. На баннере – большом плакате – написал, что нынче Карачихе очередная годовщина и на территории Шинного центра будет проведен общепоселковый праздник, посвященный первому упоминанию Карачихи. В августе был тут и концерт, и праздничные речи и чаепитие для честного народа с танцами и огненным фейерверком. Салют получился на славу, из города было видно.